Выборы 2006 – грубые нарушения Конституционных прав граждан

 

Манипуляции с демократией

начало | архив | темники | политреформа | эксклюзив от ГУИП | референдум | RSS 2.0
  12.06.2024
  Статьи

Версия для печати


Американская "Свобода" перевирать

Александр Авраменко,

Наша газета+,

25.02.06

Зарубежная радиостанция вмешивается в нашу избирательную кампанию с целью повлиять на результаты выборов.

Радиостанция сознательно препарировала фразу. Теперь старается замести следы

Радио "Свобода", финансируемое конгрессом США, грубейшим образом вмешивается в украинскую избирательную кампанию. Бесцеремонно передергивая факты, оно пытается дискредитировать нынешнюю оппозицию и оказать влияние на результаты выборов.

2 февраля исполняющий обязанности министра внутренних дел Юрий Луценко дал интервью украинской редакции радио "Свобода". В эфире оно появилось в двух вариантах: вначале беседа прошла в прямом эфире, затем на интернет-странице радиостанции была опубликована ее текстовая версия.

Как это чаще всего происходит в интернете, редко кто тратит время на просмотр видеозаписей. В основном посетители сайтов обращаются к изложенному письменно варианту события.

Общаясь с автором интервью — Мариной Пирожук, Юрий Луценко, как водится, оседлал свой любимый конек — тему о "бандитах". Конечно же, в очередной раз сообщил, что сотрудники милиции за год собрали материалы на 1200 должностных лиц. В этой связи возникает закономерный вопрос: почему массовая "посевная" на ниве правосудия дает столь скромные "всходы" в судах? То есть уголовные дела, возбужденные прокуратурой, в большинстве случаев сразу же "рассыпаются".

Г-н Луценко вновь попытался использовать неплохо сработавший в ходе прошлогодних выборов прием, когда огульно и безосновательно бандитами назывались политические соперники. Это еще раз подтвердило, что слова о проведении чистых и честных выборов — лишь декларация, точнее ширма, за которой легче добиваться поставленной цели.

Одной из тем беседы были предстоящие выборы, и и. о. министра в который раз во всеуслышанье заверил: "Я зроблю все, щоб в цей виборчий період не віддати міліцію для використання у брудних іграх політичних сил. Зроблю все, щоб забезпечити чесні і прозорі вибори".

Насколько действительно честно проходит избирательная кампания, свидетельствуют дальнейшие события, связанные с интервью Луценко.

Противореча логике предыдущей части беседы, гжа Пирожук неожиданно задала министру вопрос: Медведчук бандит? Последовал ответ, опубликованный на сайте радио "Свобода": "Ця людина проходить по справах в багатьох незаконних діях, зокрема в незаконній приватизації".

Естественно, возмущенный подобными заявлениями "Оппозиционный блок НЕ ТАК!", где Виктор Медведчук значится третьим в избирательном списке, 7 февраля обратился с иском в Печерский суд Киева. 10 февраля состоялось рассмотрение иска. Неожиданно выяснилось, что видеозапись и текстовая версия интервью, опубликованная на сайте радио "Свобода", существенно отличаются друг от друга. В вышеприведенной фразе пропущены два слова. Но какие — "ЛИШЕ СВІДКОМ". То есть на самом деле ответ министра звучал так: "Ця людина проходить ЛИШЕ СВІДКОМ (выделено мной. — Авт.) по справах в багатьох незаконних діях, зокрема в незаконній приватизації". В текстовой версии эти слова исчезли.

Согласитесь, их отсутствие существенно меняет смысл всей фразы.

В числе прочих требований, указанных в иске "Оппозиционного блока НЕ ТАК!", — обязать Юрия Луценко воздержаться от предвыборной агитации, поскольку он лицо должностное, а вовсе не кандидат в депутаты ВР, решивший участвовать в избирательной кампании и ушедший для этого в отпуск.

Печерский суд удовлетворил иск и обязал высокопоставленного чиновника воздержаться от подобного рода измышлений. Г-н Луценко обжаловал это решение. Но 17 февраля Киевский апелляционный суд признал, что решение Печерского суда законно. По ныне действующему избирательному законодательству, решение апелляционного суда — инстанция окончательная и обжалованию не подлежит.

Однако скандал с радио "Свобода" на этом не закончился. 10 февраля, придя на свое рабочее место после судебного заседания, адвокат Виктор Никазаков, представляющий в суде "Оппозиционный блок НЕ ТАК!", зашел в интернет на сайт радио "Свобода" и обнаружил — и, видимо, не только он, — что слова "ЛИШЕ СВІДКОМ", которых раньше не было, уже добавлены в текст.

Но когда адвокат позвонил на радиостанцию с просьбой сообщить ее реквизиты для фиксации подобных действий, фрагмент беседы, а точнее вопрос о Медведчуке и ответ на него, вовсе исчез с сайта.

Поспешные действия, которые иначе не назовешь, как попыткой замести следы, явно запоздали. Присутствие их в интернете юридически подтверждено. Имеются распечатки прежнего варианта интервью, закрепленные соответствующим образом.

Немаловажно и то, что сведения, не отвечающие действительности, были исправлены не сразу, когда о них стало известно, а лишь после упомянутого выше постановления Печерского райсуда.

В любом случае такие действия беспрецедентны и выходят за рамки всех правовых норм. Чтобы реально оценить их, достаточно задаться вопросом: могло ли позволить себе украинское издание, выходящее на территории Америки, сознательно и целенаправленно дискредитировать какого-то кандидата во время американских выборов?

Какие же последствия повлекла публикация препарированной версии фразы? Сотни изданий перепечатали ее, ссылаясь на первоисточник, в данном случае — на радио "Свобода". Помимо того, следует учитывать, что многие СМИ грешат сомнительным приемом, когда над материалом помещается заголовок, по смыслу не отвечающий его содержанию. Так, на сайте "Украинской правды" над перепечаткой данной "новости" — фрагмента интервью Луценко — был помещен заголовок "Луценко знає, за що можуть посадити Медведчука, Кучму і Януковича". Достаточно сравнить то, что сказал и.о.министра МВД, с данным заголовком, чтобы понять ничем не прикрытую попытку манипуляции сознанием читателей и степень предвзятости издания, словно в насмешку именуемой "Украинская правда".

В свою очередь другие масс-медиа перепечатали эту "новость", теперь уже из "Украинской правды". Естественно, с существенным вкладом в "общее" с радио "Свобода" дело — сомнительным заголовком.

Пренебрежение законом

Нынешнее украинское законодательство о выборах очень жестко регламентирует деятельность СМИ. Освещая многие события, связанные с выборами, можно невольно нарушить ту или иную статью закона. Но в данном случае радио "Свобода" сознательно и самым грубейшим образом препарировало фразу, пытаясь изменить ее смысл и тем самым оказать влияние на результаты выборов.

Таким образом, радио "Свобода" нарушило следующие положения и статьи закона "О выборах народных депутатов Украины":

1. Пункт 4 статьи 13, который обязывает средства массовой информации объективно освещать ход подготовки и проведения выборов.

2. Пункт 12 статьи 68, которым предусмотрено, что освещение избирательного процесса всеми средствами массовой информации в интервью, дискуссиях и дебатах, информационных сообщениях, программах новостей и текущих событий должно осуществляться на принципах объективности, беспристрастности и сбалансированности.

3. Пункт 6 статьи 71, предусматривающий, что средствам массовой информации, их должностным и служебным лицам и творческим работникам во время избирательного процесса в своих материалах и передачах, не оговоренных соглашениями, заключенными в соответствии с требованиями части десятой статьи 69 и части шестой статьи 70 этого закона, запрещается агитировать за или против партий (блоков), выдвинутых ими кандидатов в депутаты, распространять безвозмездно информацию, которая имеет признаки политической рекламы или которая оплачена из источников, не предусмотренных законом, а также распространять любую информацию с целью побуждения избирателей голосовать за или против определенного субъекта избирательного процесса.

4. Пункт 9 статьи 71, которым запрещено распространение заведомо недостоверных или клеветнических сведений о партии (блоке) — субъекте избирательного процесса или о кандидате в депутаты.

Следовательно, радио "Свобода" распространило недостоверные и клеветнические сведения о субъекте избирательного процесса.

Как "пекутся" "американские" новости

Подобные действия радио "Свобода", вероятно, можно если не понять, то хотя бы объяснить, окажись оно украинским. Не секрет, что некоторые отечественные СМИ придерживаются определенных политических взглядов и пытаются влиять на мнение избирателей в преддверии выборов.

Но проблема усугубляется тем, что радио "Свобода" — не украинское. Более того, оно финансируется непосредственно конгрессом США. Таким образом, выстраивается логическая цепочка, опровергнуть которую почти невозможно: зарубежная радиостанция вмешивается в нашу избирательную кампанию с целью повлиять на результаты выборов. Это грубейшее нарушение украинского законодательства, не говоря уже о попрании основных демократических принципов, заложенных в американской конституции и многих других международных документах.

Возникает закономерный вопрос: подобные действия — это целенаправленная политика, финансируемая и проводимая вашингтонской администрацией, или инициатива украинских сотрудников представительства радио "Свобода"?

Но в любом случае то, что это преднамеренная фальсификация, не вызывает сомнений. Ведь искаженный текст, обнародованный ранее, был изъят радио "Свобода" без надлежащих объяснений, оправданий и извинений, как это предусматривают правовые и моральные нормы.

Особо следует остановиться еще на одной немаловажной детали этого конфликта. На судебном заседании присутствовали только два человека: адвокат "Оппозиционного блока НЕ ТАК!" и представитель Луценко, работник юридического департамента в звании майора. Фрагмент интервью и. о. министра внутренних дел на сайте радио "Свобода" исчез буквально за считанные минуты после окончания суда. Кто сообщил на радиостанцию о его подробностях?

Возникают вполне обоснованные предположения, которые логически трудно опровергнуть: и представитель Луценко, и радио "Свобода" согласовывают свои действия. А если имеет место совместная координация, то это явный признак того, что они сознательно дискредитируют неугодную им оппозицию.

Как уже говорилось, Виктор Медведчук — №3 в списке избирательного блока политических партий "Оппозиционный блок НЕ ТАК!" Поэтому его дискредитация в виде распространения недостоверной информации радиостанцией, финансируемой американской стороной, касается не только лично Медведчука, но и всего избирательного блока и нарушает его права и законные интересы.

Если зайти на сайт радио "Свобода" и ознакомиться c резюме его сотрудников, то, к своему удивлению, посетители увидят, что автор интервью с Луценко — Марина Пирожук — значится там как broadcaster (в переводе на русский — диктор). И вдруг этот диктор выступает в роли журналиста, при этом не обременяя себя этическими и правовыми нормами, сопутствующими этой профессии. Неужели радио "Свобода" настолько скверно финансируется конгрессом США, что появились проблемы со штатным расписанием и вместо квалифицированных сотрудников пришлось привлекать "второй эшелон"?

Зная американскую щедрость во время прошлогодних президентских выборов, о которой неоднократно сообщалось в печати и которую вынуждены были признать конгрессмены в самой Америке, в это трудно поверить. А может быть, беспрецедентный разгул черного компромата объясняется тем, что муж Марины Пирожук вошел в проходную часть списка одной из ведущих партий "оранжевого" спектра? И диктор Пирожук, используя свои служебные полномочия, работает на политические силы, к которым принадлежит супруг? Все это окончательно выяснится во время судебного разбирательства. Пока же такие предположения не без основания будут возникать у каждого украинского избирателя.

начало | архив | темники | политреформа | референдум | RSS 2.0