Выборы 2006 – грубые нарушения Конституционных прав граждан

 

Манипуляции с демократией

начало | архив | темники | политреформа | эксклюзив от ГУИП | референдум | RSS 2.0
  14.12.2024
  Статьи

Версия для печати


За власть без мести

В.Муратова,

Киевские ведомости,

25.03.06

…генеральный директор и художественный руководитель Национального театра русской драмы имени Леси Украинки Михаил Резникович: "Мы очень сильно ощутили на себе, что власть была рассержена на наш театр".

Государство должно консолидировать творческую интеллигенцию, считает режиссер, отстоявший свои права худрука

27 марта все поклонники Талии, Мельпомены и Терпсихоры отмечают Международный День театра. Накануне мы встретились с генеральным директором и художественным руководителем Национального театра русской драмы имени Леси Украинки Михаилом Резниковичем.

Коллектив, отстоявший своего руководителя, выдвинут на театральную премию "Киевская пектораль" в номинации "Событие года".

— Михаил Юрьевич, как ни грустно вспоминать о том, что пришлось пережить, какие последствия имело многомесячное противостояние театра и Минкульта?

— Конечно, эта история повлияла на нашу творческую жизнь. Потому что более чем полгода — с точки зрения прежнего Министерства культуры и Оксаны Билозир — руководство театра было нелегитимным. Поэтому пока они нас не признавали, мы не могли запустить ни одного спектакля. Труппа в некотором смысле простаивала. С одной стороны, коллектив боролся за то, чтобы духовно-психологическое направление театра развивалось, но с другой — фактически мы стояли на месте. В декабре новый министр Игорь Лиховой отменил приказ своей предшественницы, и у нас начался новый этап.

За эти полгода у людей появилось много всяких мыслей, сделаны разные выводы. И главный, которым дышит сейчас наш коллектив, может быть интересен людям. Это мысль о том, что любая победившая власть должна исключить из своего арсенала понятие мести. Власть не может быть рассерженной на народ своей страны. Мы очень сильно ощутили на себе, что власть была рассержена на наш театр. И это контрпродуктивно. Каждая власть должна, наоборот, консолидировать творческую интеллигенцию страны во имя своего народа — независимо от того, на чьей стороне люди были до выборов. Мстительность власти роняет ее в глазах народа и вызывает напряжение в обществе. Вторая проблема, которая обострилась в результате необдуманных действий бывшего министра и по отношению к нашему театру, и по отношению ко мне: прежде всего в культурной политике нужно следовать принципу "не навреди". Это очень важно. Потому что разрушить коллективы — театральные, балетные, хоровые — можно очень быстро. А для того, чтобы новые создать, нужно много времени.

Стало понятно, что драма культурной политики Украины заключается, с моей точки зрения, в том, что за 15 лет нашей независимости сменилось девять министров. Я даже сейчас исключаю их профессиональные качества. Новый человек приходит и только начинает разбираться — через полтора года его снимают. Ни у одного министра не дошли руки до реформы, которая крайне необходима в области театрального образования. И еще. Любой министр, любая власть должны очень точно ответить на вопрос: кто же является той самой подлинной духовной элитой, которая, как говорится, "може плуга перти", то есть работать изо дня в день.

В этой связи вспомнился разговор Хрущева с Твардовским после травли Пастернака. Никита Сергеевич спросил: "Ну что, Пастернак большой поэт?" Твардовский: "А я хороший поэт?" Хрущев: "Ты наш первый поэт". Твардовский заметил: "Так я в подметки не гожусь Пастернаку!" После паузы Хрущев произнес: "Опять обманули!" Твардовский в свою очередь рассказал притчу: "У нас говорят, что в Союзе писателей есть птицы поющие, а есть птицы клюющие". И хорошо бы нашей власти понять различие птиц поющих и птиц клюющих...

— Насколько мне известно, никто из актеров за это время не ушел из труппы.

— Нет. Ни один человек.

— И даже те, кто пытался заменить руководство собственного театра?

— И даже они.

— Дождались ли вы извинений от тех людей, которые оскорбили вас?

— Нет. Но я на это, откровенно говоря, и не рассчитывал. Хотя следовало бы. На всю страну меня объявляли преступником, говорили, что я украл миллион, что сяду в тюрьму... Я отношу это за счет эпохи перемен и воспринимаю спокойно. Порядочные люди извинились бы.

— Расскажите о новых постановках, которые мы увидим в нынешнем сезоне.

— Мы работаем сейчас над несколькими спектаклями. Один из них — "Дон Кихот" по пьесе Булгакова, который мы ставим по предложению испанского посольства, поскольку в 2006 году все прогрессивное человечество отмечает 400-летие выхода книги Сервантеса. Это глобальный проект, в нем занято большое количество актеров. Мне удалось убедить замечательного сценографа, бывшего киевлянина Давида Боровского, чтобы он взялся за эту работу.

Второй спектакль — по пьесе Уайльда "Как важно быть серьезным", которая шла у нас с большим успехом 35 лет тому назад. Мы ставим ее в тех же декорациях сценографа Игоря Иванова. Еще одну пьесу репетирует режиссер Виталий Малахов — "Завещание Дон Жуана" киевского драматурга Анатолия Крыма. На сцене "Под крышей" режиссер Ольга Гаврилюк, поставившая несколько интересных спектаклей — "Жизнь в розовом свете" о Пиаф и "Александр Вертинский. Бал Господень", — работает над новой постановкой на украинском языке о жизни и трагедии замечательного поэта Васыля Стуса под названием "Иду на край". Это идея нашего актера Романа Семисала. И мы — русскоязычный театр — решили ставить на украинском языке.

— Достойный ответ злопыхателям, позволяющим себе высказывания в прессе, мол, русскоязычный театр не имеет права на статус национального.

— Я вообще не знаю, зачем подобные вещи публикуются! Все это какая-то пустопорожняя говорильня! Только что прочел интервью Льва Додина в "Известиях". Он сказал: "К пустоте и клевете я отношусь с большой печалью. И как Маяковский обнаруживал мурло мещанина, я с ужасом обнаружил в молодых критиках мурло сталинского чиновника-театроведа". Это к тому, о чем вы сказали по поводу критики в наш адрес. Мы работаем не для "галочки". Мы это делаем по какому-то внутреннему человеческому велению. Потому что Васыль Стус — великий поэт и великий гражданин Украины. К этому надо относиться творчески, не брать под козырек и ради кого-то делать такие постановки.

— Помню времена, когда в столичной опере шли спектакли в переводе на украинский...

— Ну и глупо! Слава Богу, теперь ставят на языке оригинала. Вы затронули очень важный вопрос. Сегодня в школах столицы Пушкина изучают в украинском переводе...

—...называя это "зарубіжна література"...

— Это — безумие! Раньше люди изучали иностранные языки специально для того, чтобы читать великие произведения мировой литературы в оригинале. А у нас сегодня переводят Пушкина и Гоголя, которые всем понятны. Ничего хорошего, окромя дурного, из этого не будет. С этим надо бороться, и очень хочется, чтобы мы перестали натыкаться на одни и те же грабли.

Лет 40 назад шла пьеса чешского драматурга Яна Дрды "Чертова мельница". Там несколько раз рефреном звучала такая фраза: "Черт, не перегибай палку!". Сейчас некоторые интеллигенты занимаются тем же. Не надо перегибать палку!

— По поводу русского языка в школе — катастрофа. Его просто прекратили изучать!

— Я сейчас выношу за скобки проблему второго государственного языка. А вот то, что великая русская культура и литература у нас практически исчезают — это очень грустно. У меня сейчас в институте первый курс. И вы знаете, к сожалению, и украинскую литературу наши выпускники знают очень плохо. Возникает проблема с Лесей Украинкой, Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским... Я убежден: надо сделать все для того, чтобы учитель был образованным человеком, больше зарабатывал и хотел учить детей. Мы не разговариваем в театре об этом. Но у нас уже четвертый сезон идет спектакль по "Каменному властелину" Леси Украинки, великой украинской поэтессы.

— Как по-вашему, почему такая масса деятелей культуры — певцы, артисты, режиссеры — идут в депутаты? А как же творчество?

— Это не совсем нормально. Мне предлагали баллотироваться в Верховную Раду, но я отказался, поскольку считаю, что надо заниматься своей профессией.

— Ваша труппа пополнилась в этом сезоне большим количеством молодых актеров.

— Да. Мы поставили очень интересный спектакль "Иллюзион" по пьесе молодого белорусского драматурга Андрея Курейчика. Эта работа моего выпускного курса отмечена первой премией Всеукраинского фестиваля дипломных работ во Львове, потом мы показали пьесу в Тернополе. И поскольку был такой широкий резонанс, я взял весь курс — 10 человек — в театр, и они с успехом играют спектакль.

— Изменились ли ваши отношения с Минкультом?

— Министерство поддержало очень интересный проект, объединяющий две национальные культуры: совместно с Мюнхенским театром мы ставим "Ромео и Джульетту". Особенность спектакля в том, что все Монтекки будут говорить на немецком языке, а Капулетти — на русском. Недавно к нам приезжала немецкая делегация, летом мы начнем работать над постановкой, надеюсь, в конце сентября покажем премьеру на нашей сцене. А потом — в Мюнхене.

Я очень хотел бы, чтобы Украина была единой страной, потому что отрочество и юность провел во Львове. Окончил там школу, три года проучился во Львовском университете — получил там "пятерку" у Игоря Юхновского по термодинамике. Как патриоту мне очень больно сознавать, что в Украине существует какой-то раскол. Я хочу, чтобы власть сделала все для его преодоления. Я готов поддерживать любую власть, не переводя дыхания, если только деятельность ее будет направлена на объединение страны, если она серьезнее займется проблемами национальной культуры, в частности, ее финансированием. Я удивляюсь, почему замечательный французский актер Депардье должен играть Тараса Бульбу? Разве у нас нет хороших актеров? Есть режиссер Виктор Гресь, который уже 10 лет работает над этим проектом, у него прекрасный сценарий. Богдана Ступку почему-то приглашают на эту роль в Польшу. А в Москве есть замечательный актер, наш земляк из Чернигова Алексей Петренко, который мог бы очень хорошо сыграть Тараса Бульбу. Буду счастлив, если после выборов культурная политика страны станет прогнозируемой, творческой, с учетом интересов всех народов Украины.

начало | архив | темники | политреформа | референдум | RSS 2.0