Выборы 2006 – грубые нарушения Конституционных прав граждан

 

Манипуляции с демократией

начало | архив | темники | политреформа | эксклюзив от ГУИП | референдум | RSS 2.0
  21.11.2024
  Статьи

Версия для печати


"25 кадр" и пять черепов в одной истории об одной партии

В.Сюмар,

Зеркало недели (18.-24.03.06),

18.03.06

Если полтора года назад оранжевые силы смогли весьма убедительно показать, что они предлагают принципиально иной путь развития страны, чем "регионалы", то во время этой избирательной кампании все упростилось до примитивной борьбы примитивных лозунгов и политрекламы.

Десятого марта блок "Наша Украина" воспользовался своим законным правом на размещение получасового агитационного ролика на Первом национальном телеканале. Ролик, снятый в виде документального фильма, назывался "Загроза. Страшна правда". Это не что иное, как антиагитация, направленная против Партии регионов, что, собственно, является законным правом партий и блоков.

Для тех, кто не увлекается просмотром довольно скучных агитационных роликов на УТ-1, немного перескажем его содержание. Это фильм о том, что собой представляет Партия регионов, ее список, история становления "хозяев Донбасса" с очевидным криминальным прошлым. Анонсировали фильм как ленту о ходе избирательной кампании в Донецкой области и угрозе реванша. Показанные кадры часто производят весьма жуткое впечатление, ведь речь идет о криминальных разборках, происходивших в Донбассе в последние годы.

Этот фильм, очевидно, должен был вызвать комментарии Партии регионов. И они немедленно последовали, но … касались не его содержания, а совершенно другой вещи — 25 кадра, будто используемого в нем.

На следующей же день Тарас Чорновил заявил, что, анализируя фильм для поиска там неправдивой информации, "регионалы", остановившись на раскадровке, наткнулись на так называемый 25 кадр. Чорновил напомнил, что это запрещенный прием и за его использование предусматривается уголовная ответственность.

Блок "Наша Украина" сразу же опроверг использование запрещенной технологии 25 кадра в фильме, заявив, что все это не что иное, как "попытки отвлечь внимание от фактов, продемонстрированных в фильме".

Но "регионалы" от заявлений перешли к демонстрации, показав журналистам, какая именно картинка скрывалась в так называемом 25 кадре. Во время демонстрации руководитель штаба "регионалов" Евгений Кушнарев показал на цифровой видеоаппаратуре, как во время фильма несколько раз мелькает весьма специфический кадр в виде черепа на голубом фоне.

Интересно, что при этом "регионалы" никак не опровергли факты, о которых идет речь в фильме, сосредоточившись исключительно на 25 кадре и обращении к международным организациям и правоохранительным органам дать оценку подобным действиям пропрезидентского блока. Также господин Кушнарев зачитал и выводы экспертных организаций, которые будто бы свидетельствуют в пользу заявлений его партии.

Как сказано в заключении рекламного агентства "Стиль — С", во время трансляции фильма "було використано специфічний прийом відеомонтажу "флеш" та звуковий сигнал "клацання", який застосовується для логічного відокремлення деяких матеріалів…Протягом покадрового перегляду було встановлено, що з цим спалахом з`являється людський череп блакитного кольору тривалістю три кадри. А загалом цей спалах впродовж фільму повторюється п`ять разів". На самом деле, если проанализировать эти экспертные выводы, то ни один из них не доказывает действительного использования технологии "25 кадр".

Мы позволим себе дать немного технических пояснений о том, что такое "25 кадр" и почему вокруг него так много шумихи. Впервые о "25 кадре" заговорил американский психолог Джеймс Вайкери в 1957 году. Во время проекции телефильма или трансляции телевизионных программ за секунду мелькает 24 кадра, таким образом человеческий глаз не замечает перехода от одного кадра к другому. В этот ряд можно вставить и 25 кадр, который никак не будет замечен человеческим глазом.

Вайкери провел определенные опыты и доказал, что "25 кадр" обладает влиянием на подсознание человека. В одном из кинотеатров при помощи спроектированного им же аппарата Вайкери в стандартную раскадровку вставлял 25 кадр с надписями "пейте кока-колу" и "ешьте поп-корн". Количество продаж этих продуктов в кинотеатре, где происходил просмотр фильмов со специфическим кадром, выросло в 1,6 раза.

Надо отметить, что с 1957 года в мире не перестают спорить об эффективности этой технологии. Одни называют ее весьма действенной, другие — крайне сомнительной.

Дело в том, что четко определено — 25 кадр запоминается не человеческим сознанием, а подсознанием. А "вытащить" эту информацию из подсознания практически невозможно. Поэтому влияние 25 кадра, так сказать, на "умы" весьма спорно. По крайней мере, особого эффекта от использования этой технологии в политической борьбе особого результата замечено не было, говорят известные политтехнологи.

Тем не менее во многих странах использование технологии "25 кадр" запрещено законодательством, поскольку это может привести к неравной конкуренции.

В Украине "25 кадр" тоже прием запрещенный. В частности Законом "О рекламе" запрещается "использовать средства и технологии, которые действуют на подсознание человека" и новой редакцией Закона "О телевидении и радиовещании", вступившего в силу с 1 марта, "запрещается использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, которые влияют на подсознание человека".

Но вернемся к фильму и к экспертным выводам. Дело в том, что в этих заключениях никто так и не определил, что речь идет именно о 25 кадре в стандартном наборе после 24 предыдущих кадров в секунду. В данном случае в фильме "Загроза. Страшна правда" жуткая картинка скорее всего была использована в виде флэш-кадра.

Последний вставляется в ленту как своеобразная перебивка, как переход от одного плана к другому. В данном случае он появляется при смене картинок. И этот кадр может быть по счету любым — вторым, четвертым и двадцать четвертым. О каком-либо влиянии флэш-кадров на подсознание пока не известно.

Другой вопрос — почему для флэш-кадра был выбран именно этот кадр с черепом? Ведь, как правило, при смене планов наиболее часто используется обычный белый кадр.

Кстати, "Наша Украина" сейчас и не отрицает, что кадры с черепом в фильме действительно были, но именно как флэш-кадры. Как сказала "ЗН" пресс-секретарь "Нашей Украины" Татьяна Мокриди, такой кадр вставил в фильм человек, который его монтировал. Мол, это был его выбор такой картинки для флэш-кадра.

Татьяна Мокриди говорит, что у блока "НУ" есть подписанный договор с авторами фильма о неразглашении их фамилий до конца избирательной кампании. Хотя, надо отметить, секрет этот весьма условный, ведь как стилистика, в которой снят фильм, так даже и голос ведущего уж очень напоминает известный спецпроект на известном телеканале, который имеет прямое отношение к члену списка "Нашей Украины". Тем не менее вопрос о выборе специфического кадра все равно стоит задать режиссеру, хоть и после выборов.

Мы сознательно остановились на пояснении всех технических подробностей, чтобы расставить все точки над "і" в этой немного запутанной истории. Хотя очень жаль, что все дискуссии вокруг фильма свелись исключительно к технической стороне вопроса.

На самом деле гораздо более важна политическая составляющая появления "Загрози…". Ведь в данном случае за весь период избирательной кампании лишь этот фильм оказался едва ли не единственным серьезным выпадом в адрес Партии регионов и ее лидеров со стороны еще недавно, казалось бы, их непримиримых противников — "Нашей Украины".

Главная борьба во время этой избирательной кампании, как ни странно, развернулась между "своими", а именно между представителями оранжевого лагеря. И эти постоянные обвинения бывших союзников лишь добавляли рейтинг Партии регионов.

Если полтора года назад оранжевые силы смогли весьма убедительно показать, что они предлагают принципиально иной путь развития страны, чем "регионалы", то во время этой избирательной кампании все упростилось до примитивной борьбы примитивных лозунгов и политрекламы. В данном случае "Загроза. Страшна правда" — исключение из правил.

Очевидно, что появление фильма уже к концу избирательной кампании не понравилось не только представителям Партии регионов, но и некоторым из блока "Нашей Украины". Ведь в последнее время заявления о возможной коалиции "Нашей Украины" с Партией регионов появляются все чаще, причем из двух лагерей.

Как свидетельствуют наши источники, главным лоббистом выхода фильма был Роман Бессмертный, а о переговорах с "регионалами", как известно, говорят другие известные люди в "Нашей Украине"…

Что же касается непосредственно фильма, то после скандала с "25 кадром", организованного Партией регионов, можно не сомневаться, что его увидит значительно большее количество украинцев. "Наша Украина" должна быть искренне благодарна "регионалам" за такую рекламу своего агитационного продукта. В последнюю неделю выборов фильм будут демонстрировать в разных областях, и интерес к нему будет уж точно не в пример тому, что наблюдался 10 марта во время демонстрации на Первом национальном.

Украинский вариант статьи

начало | архив | темники | политреформа | референдум | RSS 2.0