"Власть повела себя как шкодливый кот"
В.Муратова,
Киевские ведомости,
16.01.06
"У наших государственных мужей порой не было понимания, что нужно делать с культурой", - Б.Курицын.
Итоги противостояния коллектива Русской драмы во главе с его руководителем с минкультовскими чиновниками подводит завлит театра Борис Курицын.
Незадолго до Нового года была поставлена точка в нашумевшей истории беспрецедентных попыток экс-министра культтуризма изгнать всеми способами из Театра имени Леси Украинки его генерального директора и художественного руководителя.
О последствиях конфликта размышляет Борис Курицын, театровед и историк — человек, разделявший в числе других коллег тяжесть чиновничьей опалы.
— Борис, как коллектив воспринял отмену пресловутого приказа №225-к об увольнении Михаила Резниковича?
— В данном случае нельзя себя считать победителями. На мой взгляд, победил здравый смысл. Эти девять месяцев непрерывного нервного стресса, безусловно, сказались на коллективе театра и на каждом из нас в отдельности. Печально известные события 2005 года вскрыли более грустные вещи, чем борьба отдельно взятого художественного руководителя с отдельно взятым министром — и на государственном уровне, и на личностном, и даже на медийном. По счастью, 99% украинских СМИ показали свой профессионализм в попытке разобраться в проблеме, не занимая чью-либо сторону и никого не обвиняя огульно.
За развитием ситуации следила и международная общественность: в поддержку Михаила Юрьевича выступили российские и немецкие артисты и деятели театра. В течение двух месяцев почти каждый мой вечер начинался со звонка из Праги корреспондента радио "Свобода" — как минимум полчаса я выдавал информацию о событиях в нашем театре в прямой эфир.
— Каковы, по-вашему, итоги этой печальной истории о том, как власть пыталась управлять искусством?
— Как ни парадоксально это сейчас звучит, но если бы не было того, что произошло за эти девять месяцев с нашим театром, это нужно было бы придумать. Ситуация вскрыла ряд достаточно острых проблем (они существовали всегда, но именно тогда стали намного ярче и заметнее). В первую очередь это противостояние власти — и театра, искусства, творческого человека. Вообще, в нашем государстве по-прежнему сохранилось отношение к культуре по остаточному принципу и "чего изволите".
В большинстве цивилизованных стран мира министр культуры — это чуть ли не второй человек после главы государства, это лицо государства, его идеологии. За 14 лет своей независимости Украина так и не смогла создать никакой идеологии — мы плывем по воле волн. Я видел многих министров культуры Украины. Среди них были и очень приличные люди. Но, попав в "державные" жернова, они проявляли подчас не лучшие человеческие качества. Пожалуй, наиболее толковым из всех (пускай даже при каких-то просчетах) могу назвать Юрия Богуцкого — он, как известно, трижды вступил в "министерскую" реку, трижды ему вручали и отбирали портфель. Это опытный функционер со знаком "плюс", который знает и понимает, что и как делать из того финансового "тришкина кафтана", что дается государством на культуру. За время его "министерства", по-моему, не было ни одного скандала.
Но на смену ему пришли люди откровенно непрофессиональные, не понимающие, зачем они пришли в министерство и что там будут делать (не хотелось бы думать, что их целью было оторвать кусок пирога). Моя бабушка однажды рассказала мне удивительную притчу. Ребенок рождается со сжатыми кулачками — это своеобразный символ, ведь ему так много надо для того, чтобы вырасти. А умирает человек с раскрытыми ладонями, потому что ему уже ничего не нужно... Думаю, эту незамысловатую притчу было бы полезно заучить некоторым чиновникам.
У наших государственных мужей порой не было понимания, что нужно делать с культурой. По-моему, прежнее руководство департамента не ставило своей целью развитие культуры. Создалось такое впечатление, что главным для экс-министра было ощущение величия собственного "я", вознесенного на недосягаемую высоту, а остальные там, внизу копошатся... Но вышло все как раз наоборот. Министерские чиновники порой забывают, что их имена могут вспомнить именно благодаря тем деятелям культуры, которые создают реальные ценности. И как ни парадоксально это звучит, мы благодарны тем, кто создал такие суперблагоприятные условия для объединения актеров в защиту коллег — это в нашей среде бывает редко.
И еще один очень важный момент. Ситуация с "делом Резниковича" показала, что актерская "толпа" может и должна стать Народом.
Проявились и негативные моменты. Никто из тех, кому по должности положено заботиться о состоянии дел в театре, не сделали ничего за все эти девять месяцев противостояния. Председатель Союза театральных деятелей, глава комиссии ВР по культуре и духовности Лесь Танюк не проронил ни звука. Стало ясно, что наш СТД находится в состоянии клинической смерти.
— Но ведь Михаила Резниковича, а вместе с ним и коллектив театра поддержали многие общественные деятели страны.
— Театр поддержали и политические деятели, причем проявилось единство даже тех сил, которые в своей обычной жизни никогда не сели бы за стол переговоров. В первую очередь, конечно, СДПУ(О), а также социалисты в лице Александра Мороза, Владимир Литвин, коммунисты и другие. Люди образованные и интеллигентные понимают, что государственной власти нет смысла воевать с театром. В защиту Михаила Резниковича и Театра русской драмы выступили самые звездные российские артисты, режиссеры и деятели культуры, мы получили коллективное письмо выдающихся мастеров немецкого театра, нам писали коллеги из разных городов Украины, зрители оставляли свои подписи... Все эти документы составили несколько томов.
Власть в тот момент повела себя как шкодливый кот, сделав вид, что ничего не произошло. Мы обращались тогда и к министру Оксане Билозир, и к премьеру Юлии Тимошенко, и к госсекретарю Александру Зинченко (в его бытность госсекретарем), к Президенту Виктору Ющенко. И не получили ответа ни от кого из них. Вместо госпожи Билозир нам ответила через СМИ ее советник. В частности, она заявила, что "сейчас нас больше волнуют проблемы роста подснежников в Киевской области и таяния снегов на Килиманджаро".
Первый и единственный отреагировал на наше заявление премьер-министр Юрий Ехануров. Он распорядился, чтобы соответствующие органы привели ситуацию в рамки закона и дали театру возможность нормально работать.
В итоге оказалось, что в противостоянии театра и власти первый вел себя гораздо толерантнее и ответственнее. Представители театра всегда говорили, что руководители государства, очевидно, неверно и мало информированы. На самом деле оказалось, что власти был нужен и интересен этот скандал.
А державные чиновники Томенко и Билозир, не пожелав разобраться в ситуации, с высоких трибун огульно возводили напраслину на худрука театра, обвиняя его в воровстве. Договорились даже до того, что Резникович-де пойдет по этапу. В итоге они сами отправились... пока в отставку. Кстати, после того как дело было прекращено, ни у одного, ни у другой не возникло даже мысли извиниться перед коллективом и его руководителем за ту ложь, которую они потоками извергали в наш адрес.
— Обидно, что на стороне "душителей" оказались и ваши бывшие коллеги...
— Используя не самые чистые методы современной политтехнологии, чиновники от культуры выставили против Резниковича и театра несколько известных украинских артистов. В этой компании "протестующих" оказались те, кто когда-то ушел из театра по разным причинам, а теперь вдруг решил вернуться. Среди них, к сожалению, и Ада Роговцева, которую я очень люблю и уважаю как актрису. По-моему, актриса такого уровня должна была оставаться выше этой склоки. Не буду говорить о всех наших так называемых визави, но, к счастью, они достаточно успешные и обеспеченные люди и театр им уже не нужен.
В защиту же чести Русской драмы и ее руководителя выступили те, кто не мыслит себя без этого театра. В сложившейся ситуации коллектив вдруг почувствовал, что в один прекрасный миг его нормальная жизнь может превратиться в хаос. При том, что многие наши актеры довольно успешно снимаются в кино — и в Украине, и в России. И у некоторых, кстати, есть свои вопросы к худруку (ведь не бывает так, чтобы все были довольны). Тем не менее всем известно, что с 1994 года, когда заполняемость зала в театре составляла 36%, сейчас она выросла до 87%. Все эти годы создавался репертуар. Коллектив стал гастролировать за рубежом, причем не по министерской разнарядке, а по приглашениям продюсеров. Мы открыли новую сценическую площадку "Под крышей", которая пользуется таким успехом у публики, что на спектакли порой билетов не достать.
Проблем у нас тоже бывало немало — чего скрывать. Но ведь творчество всегда находится в противоречии с процессом зарабатывания денег.
Как бы там ни было, Резникович уже вошел в историю украинского театра. Во-первых, как единственный в стране режиссер, который возглавляет Театр имени Леси Украинки 12 лет подряд, а во-вторых — единственный на территории СНГ художественный руководитель, на защиту которого поднялся весь коллектив. При этом мы не только защищали Резниковича, но главное — отстаивали свое право на добропорядочные отношения с властью, на самоопределение в собственной жизни.
В свое время Михаил Резникович представил коллективу свою творческую программу — может ли кто-то другой сейчас представить свою концепцию развития театра? Мы ведь неоднократно просили Минкульттуризма обосновать свои претензии. Театр проверяли КРУ Украины, КРУ Минкульта, УБЭП, прокуратуры — районная и генеральная, СБУ, Счетная палата. Нет ни одного контрольного органа, который бы не присылал к нам свою комиссию. Отчетов мы не видели, но если бы они что-то нашли, с нами бы уже никто не разговаривал.
Но самое потрясающее — за девять месяцев мы выпустили "капустник", состоялись три премьеры, четыре бенефиса, подготовлен юбилейный спектакль. Очевидно, Резникович сделал что-то такое, что дало коллективу силы объединиться и отстаивать свои права. И фраза "террариум единомышленников" не сработала. Сработало другое. Люди объединились вокруг идеи "театр — общий дом", в который пришла беда.
— Интересно, как вы отпраздновали отмену печально известного приказа?
— А мы начали праздновать уже очень давно: сначала бенефис Николая Рушковского, потом Александры Смоляровой и Нины Нижерадзе, а также Лидии Яремчук и Ирины Дуки, потом — юбилеи спектаклей "Бешеные деньги", "Школы скандала" и "Последний пылко влюбленный"... Кроме того, отметили 50-летие уникального спектакля "Мораль пани Дульской". Мы все это время старались жить нормальной жизнью, независимо от происходящего за стенами театра. Мы чтим наши традиции и живем в современном мире. Но вот в чем парадокс: сегодня мы должны доказывать, что театр популярен не только благодаря скандалу с Минкультом, но и благодаря своим творческим работам.